+7 (495) 505-6-777

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ Официальный отзыв Правительства РФ к проекту № 494206-5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации На № 2.12-17/518 от 23 мая 2011 г. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ на проект федерального закона № 494206-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.С.Груздевым (в период исполнения полномочий), А.Г.Назаровым и другими.  В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона. Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), а также в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закон Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

 Согласно пояснительной записке к законопроекту он направлен на ограничение злоупотреблений собственниками жилых помещений своими правами путем совершения сделок, в результате которых возникает общая долевая собственность на жилое помещение, при этом размер долей в праве собственности является незначительным. В целях недопущения создания условий для регистрации по месту жительства и по месту пребывания значительного числа лиц в одном жилом помещении законопроектом предлагается установить.  Минимальный размер доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, допустимый на одного собственника жилого помещения, а также норматив площади для вселения лиц в жилое помещение. Подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 30 Кодекса положением, согласно которому доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение должна составлять при общей площади жилого помещения до 30 кв. метров не менее 1/3 доли в квартире, при общей площади жилого помещения от 30 кв. метров до 60 кв. метров - 1/6 доли в квартире, при общей площади жилого помещения от 60 кв. метров до 120 кв. метров - 1/10 доли в квартире, при общей площади жилого помещения свыше 120 кв. метров - 1/15 доли в квартире, за исключением доли в праве, возникшей в результате приватизации или при наследовании жилого помещения. Соглашения, заключенные с нарушением данного правила, являются ничтожными. Таким образом, указанным положением законопроекта предусматривается установление ограничения в сфере владения и распоряжения жилыми помещениями. Вместе с тем согласно части 2 статьи 1 Кодекса граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Предлагаемое законопроектом ограничение правомочия лица по распоряжению жилым помещением, находящимся в его собственности, путем установления размера минимальной доли в праве собственности на жилое помещение не находится в прямой зависимости с реализацией права лица на регистрацию именно в данном жилом помещении в качестве места жительства или пребывания, а следовательно, не является необходимым условием для достижения цели, указанной авторами законопроекта. Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта допускается вселение лиц в жилое помещение при соблюдении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, определенной в соответствии со статьей 50 Кодекса. Если в результате вселения в жилое помещение на одного человека, будет приходиться менее учетной нормы площади жилого помещения, указанное вселение допускается только в отношении лиц, являющихся супругом, детьми или родителями собственника, а в отношении других лиц - на основании судебного решения о признании членом семьи собственника жилого помещения. При этом не учитываются положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации. Так, согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, которые могут не являться собственниками жилого помещения, а в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Пунктом 1 статьи 3 законопроекта предлагается внести изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон), установив, что в случае, если при осуществлении регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства на одного человека будет приходиться менее учетной нормы площади жилого помещения, такая регистрация допускается в отношении лиц, являющихся супругом, детьми или родителями собственника, а в отношении других лиц такая регистрация допускается на основании судебного решения о признании членом семьи собственника жилого помещения. При этом пунктом 2 статьи 3 законопроекта предлагается дополнить статью 8 Закона новым абзацем восьмым, согласно которому право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на основании судебного решения об отказе в признании членом семьи собственника жилого помещения. Вместе с тем непосредственно право граждан Российской Федерации на свободу передвижения не затрагивается судебным решением об отказе в признании членом семьи собственника жилого помещения. Кроме того, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П). Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. С учетом изложенного Правительство Российской Федерации проект федерального закона в представленной редакции не поддерживает. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации В.Володин

Заявка в компанию
Услуга *
*
*/
*
Отправить заявку
Оценка недвижимости
Объект *
*/*
*
*
Отправить заявку